Поиск:
00:22, 20 июля 2019, суббота
Версия для слабовидящих

Исследуя столетья и мгновенья

В минувшую субботу в Екатеринбургской детской школе искусств №9 прошел II Открытый конкурс по истории искусств среди учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств «Столетья и мгновенья Екатеринбурга». Конкурс приурочен к 300-летию уральской столицы и посвящен историко-культурному наследию города и современному культурному процессу.
Взволнованные лица, шелестящая бумага докладов, еле слышный шепоток – перед тем, как выйти к аудитории, выступающие заметно волнуются. Но стоит им встать за трибуну, и волнения как не бывало: перед нами – уверенные в себе дети и подростки, которые с большим энтузиазмом представляют уже вполне самостоятельные исследовательские работы, посвященные истории и культуре Екатеринбурга. Семнадцать участников в двух возрастных группах (в младшей – учащиеся 13-14 лет, в старшей – 15-16 лет) оценивает строгое профессиональное жюри: в его состав вошли старший преподаватель кафедры истории искусств Уральского федерального университета Ольга Александровна Богомолова, ассистент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета Наталья Эдуардовна Гальона, руководитель городской методической секции преподавателей искусствоведов Галина Васильевна Кошурникова. Члены комиссии оценивали выступления по нескольким пунктам: глубине исследования, оформлению, речевой культуре и эмоциональности выступающих, а также цельности доклада.
Участников, впрочем, взрослая профессиональная оценка ничуть не смутила: каждый из них нашел в широком спектре тем ту, которая увела его в увлекательное путешествие по страницам истории. А найдя ее, юный исследователь искренне «загорелся» – этот живой интерес был заметен невооруженным глазом; как показатель – аудитория внимательно слушала каждого, кто выходил к трибуне. Так, Татьяна Еремина из Березовской школы искусств №2 проследила развитие архитектуры уральской столицы от XIX века до наших дней, рассмотрела знаковые архитектурные сооружения – Вознесенскую церковь и усадьбу И.П. Жолобова, Дом Севастьянова и Театр оперы и балета, Дом связи на Площади труда и Центральный стадион, Ельцин Центр – и тем самым проследила эволюцию стилей, от позднего барокко до модерна. Эволюции облика Екатеринбурга посвятила свою работу и Евгения Аверкина из Детской школы искусств №2: свою презентацию она оформила, используя старые фотографии города и снимки современного мегаполиса. Также об основных тенденциях в архитектуре с XVIII века по настоящее время рассказала Анастасия Иванова из Детской художественной школы №2 имени Г.С. Мосина.
Вячеслав Веселов из Детской художественной школы №1 имени П.П. Чистякова посвятил свое исследование родному учебному заведению и доказал, что здание школы – объект культурного наследия Екатеринбурга. А затем Анастасия Виеру (Детская художественная школа №2 имени Г.С. Мосина) погрузила слушателей в интереснейший экскурс по старым и новым фонтанам города. «Каменный цветок», фонтан в Дендропарке, «Шар» у Свердловского театра драмы, фонтан «Свердловский» и фонтан у Пассажа – каждый объект Анастасия внимательно изучила и даже выделила для себя любимца – им стал фонтан с лягушками у Дворца пионеров. Однако не все доклады были посвящены исследованию городской среды. Часть докладчиков решила выступить в номинации «Творческая личность» и рассказать о жизни и творчестве одного из деятелей культуры Екатеринбурга. Героиней рассказа Анастасии Баталовой из Екатеринбургской детской художественной школы №4 имени Г.С. Метелева стала художница Валерия Баходина, работающая в необычной и чрезвычайно сложной технике цветной литографии. Елизавета Мансурова из Екатеринбургской детской школы искусств №5 нашла вдохновение в любимых книгах и посвятила свой доклад писателю Владиславу Крапивину и художнице Евгении Стерлиговой. Арина Медведева из Екатеринбургской детской художественной школы имени Г.С. Метелева рассказала о целой культурной династии – династии Мосиных, а Александра Носова посвятила выступление стилю работ уральского скульптора Эрнста Неизвестного.
По-настоящему прикладной получилась исследовательская работа Александры Межутковой: она проработала целый экскурсионный маршрут по местам, связанный с именами Бажова и Мамина-Сибиряка: Литературному кварталу, Театру музыкальной комедии, Екатеринбургскому театру кукол, Свердловской киностудии, улице Бажова с памятником Жукову, зданию Союза писателей, «Каменному цветку» на Площади труда, памятникам Бажову и Мамину-Сибиряку на Плотинке, зданию УрГЭУ и Дому-музею П.П. Бажова. Заинтересовались докладчики и темой современной городской среды Екатеринбурга. Вероника Чеблокова (Екатеринбургская детская школа искусств №2) с увлечением рассказывала о медиафасадах как виртуальной архитектуре будущего – и на наглядных примерах башни «Исеть» и Ельцин Центра продемонстрировала, что Екатеринбург уже вступает в эту эру. Не менее интересным стало выступление Алины Криворучко из Екатеринбургской детской художественной школы №4 имени Г.С. Метелева: учащаяся посвятила доклад стрит-арту, поведала о фестивале «Стенограффия» и отметила, что Екатеринбург вот уже несколько лет по праву считается столицей стрит-арта в России.
Трое докладчиков нашли свои темы в стенах Екатеринбургского музея изобразительных искусств, однако и здесь разнообразие просто поражает. Если Демьян Курбатов из Екатеринбургской детской школы искусств №9 глубоко погрузился в исследование реставрационного процесса, то Алиса Карнаухова и Дарья Алексеева из Екатеринбургской детской школы искусств №5 изучили едва ли не каждую деталь знаменитого Каслинского павильона, чтобы определить, к какому стилю его можно отнести, – и увидели смешение модерна и неорусского стиля. А вот Анастасия Некрасова (Екатеринбургская детская школа искусств №9) проследила связь прошлых и настоящих отношений ЕМИИ с Государственным Эрмитажем: погрузилась в историю спасения шедевров в военные годы и отметила, что сегодня в здании бывшей Свердловской картинной галереи, где хранились предметы искусства, планируется создание культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал». Необычной точкой в марафоне докладов стало выступление Виктории Поповой из Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие»: она поведала об истории развития католицизма в России на примере Екатеринбургского католического прихода. Ее рассказ об истории церкви и ее влиянии на культурную жизнь города заинтересовал жюри, которые особенно отметили глубокое погружение в тему.
Подводя итоги, члены жюри отметили, что названия тем докладов не до конца раскрывают их содержание: в темах не обозначен формат исследования, хотя содержание в большинстве случаев приятно удивляет. Посовещавшись четверть часа, эксперты вынесли вердикт: в младшей возрастной группе дипломом лауреата Iстепени отметили Веронику Чеблокову (ЕДШИ №2), лауреатами II степени стали Демьян Курбатов (ЕДШИ №9) и Мария Онучина (ЕДШИ №12), лауреатом III степени — Вячеслав Веселов (ДХШ №1 имени П.П. Чистякова). В старшей возрастной группе дипломы распределились следующим образом: — лауреат I степени — Алиса Карнаухова, Дарья Алексеева, ЕДШИ №5; — лауреат II степени — Некрасова Анастасия, ЕДШИ №9; — лауреат III степени — Медведева Арина, ЕДХШ №4 им. Г. Метелева. Дипломантами конкурса стали Виктория Попова (ЕДШИ №4 «АртСозвездие»), Татьяна Ерёмина (ДШИ №2 г. Берёзовский), Анастасия Белова (ЕДХШ №4 им. Г.С. Метелева), Елизавета Мансурова (ЕДШИ №5).
Но главным достижением конкурса, безусловно, стали не звания и награды, а искренний интерес ребят к истории и культуре Екатеринбурга, который получил мощную подпитку благодаря первым самостоятельным исследованиям.

II Открытый конкурс по истории искусств среди учащихся

© 2002 - 2019 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2019 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города